Нэйгун

ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА – НЭЙГУН (内功)

Нэйгун (内功nèigōng, досл. «внутренняя работа» или «внутреннее мастерство»), как искусство совершенствования способностей человека, предназначенное в первую очередь для предотвращения и лечения различных болезней (как комплекс терапевтических методов), профилактики, а также для укрепления и закалки организма, нервной системы и внутренних органов, что является необходимым, особенно в контексте практики боевых искусств (ушу 武术). Наш Учитель, господин Сунь Сюй (孙绪)  утверждает, что при тренировке в боевых искусствах следует использовать «умственные способности» (юн нао ли 用脑力), то есть подходить к практике следует разумно и вдумчиво, рационально используя потенциал нервной системы. Ни в коем случае нельзя выполнять приёмы бездумно и автоматически, без чего, собственно, не может существовать «внутренняя работа» (нэйгун – 内功).

Но многообразные «внутренние методы», развившиеся в традиционном Китае с древности, являлись не только хорошим средством оздоровления и укрепления тела. Считается, что именно нэйгун позволяет развить принцип «…когда внешнее исчерпало все свои возможности, [нэйгун] переводит силу [в ту стадию], когда внешнее и внутренне неразделимы…». В частности, можно сказать, что под понятием «внутренней работы» предполагается развитие дополнительных возможностей через активизацию внутренних резервов путем специально подобранных и продуманных методов. Практика нэйгун является интегральной частью тренировки боевых искусств. Именно благодаря наличию в ушу методов нэйгун принято считать, что «ушу занимаются как для боя, так и для здоровья, если одного из них нет – развитие не будет полным».

Во внутренней практике, которая является неотъемлемой частью практически всех стилей ушу, используют психофизические упражнения, а также психоэмоциональную настройку, различные формы концентрации, визуализации, медитативные методы, гимнастические и дыхательные упражнения (туна (吐纳). «Большой Китайско-Русский Словарь», объясняет термин нэйгун, следующим образом: «Китайские упражнения для укрепления внутренних органов (напр. укрепление дыхания, мышц, диафрагмы), в ушу это внутренняя работа (напр. раздел практики для выработки внутреннего усилия, работа с жизненной энергией ци (气)). Внутренние силы, внутренний потенциал».

«Китайский словарь цигун» (吕光荣主编. 中国气功辞典. — 人民卫生出版社)  поясняет, что под этим термином понимается: «Традиционные методы и упражнения, позволяющие тренировать внутренние процессы человеческого организма, тем самым увеличивая интенсивность и производительность мышления, дыхания, работы внутренних органов, движения ци по каналам и меридианам (筋络), движения крови по сосудам, работы нервной системы и т.д. Например, комплекс упражнений «Три поворота, девять вращений» (三回九转罗汉功) в танланцюань (螳螂拳), или «Восемь фиксированных положений ладоней» (定式八掌) в багуачжан (八卦掌) являются хорошим примером комплексов и тренировочных методов (гунфа 功法) нэйгун.

Явление в рамках практики традиционного ушу, в частности выражающееся в проявлении таких специфических качеств у занимающегося во время тренировки, как «расслабление» или «ослабление» (фансун 放松), «сила» (цзинь 劲), «выпускание силы» (фали 发力) и другие. Например, при выполнении занимающимися формальных комплексов, например, таолу (套路) или парных упражнений, например, тайцзитуйшоу (太极推手). В рамках традиционных боевых искусств Китая является неотъемлемой частью интегральной подготовки занимающегося в сочетании с вайгун (外功), «внешней работой», тогда как соотношение методов цигун (气功) и нэйгун (内功) является дискуссионным, эти термины нередко ошибочно смешиваются.

Из существующих многочисленных письменных источников можно увидеть, что до начала ХХ века в Китае широко использовались разнообразнейшие термины и названия, используемые в зависимости от среды их возникновения, например, такие как: туна (吐纳), даоинь (导引), синци (行气), ляндань (炼丹), сюаньгун (玄功), нэйгун (内功), сюдао (修道), яншэнгун (养生功), цзингун (静功), дингун (定功), сингун (性功), цзочань (坐禅), нэйянгун (内养功) и др., существующие в тесной связи, например, с такими практиками, как «отказ от зерен и вкушение ци» — би гу ши ци 辟谷食气  и прочими, являющимися по отношению к основной практике вспомогательными. Потому, чтобы как-то структурировать и упорядочить все это многообразие методов и практик в рамках единого понятия, и тем самым уменьшить путаницу в головах занимающихся, в наше время была разработана следующая классификация:

1). Оздоровительные, профилактические, то есть медицинские (医家) методы, для лечения других и для самооздоровления; 2). Религиозные практики, причем не только наиболее известные даосские (道家) и буддистские (佛家), но и множество других, так как две вышеупомянутые конфессии – не единственные в Китае, как сейчас, так и в прежние исторические периоды; 3). Методы прикладной направленности (武家), т.е. методы, которые используются, например, в ушу или народном цирке.

В 1934 г. была опубликована книга Дун Хао (董浩) о методах лечения и профилактики легочного туберкулеза, где был впервые применен новый термин – цигун-терапия. Затем в 1935 г. в издательстве «中华书局» вышла книга «Секреты шаолиньского кулачного искусства» («少林拳秘诀»), где также использованы эти два иероглифа. В 1958 г. врач Лю Гуйчжень (刘贵珍, 1902-1983) издал свой «Курс цигун-терапии» («气功疗法实践») где в рамках, принятых в китайских культуре и традиции, подробно и основательно разобрал содержание этого термина, и только тогда термин цигун (气功) утвердился в качестве официального.

Известный востоковед, доктор исторических наук Алексей Маслов считает цигун разделом нэйгун. Причину путаницы он объясняет так: «После начала реформ в КНР в 50-х гг., а затем и в 80-х гг. все, что было связано с «внутренней практикой» рассматривалось либо как «феодальный пережиток» (封建迷信), либо как «антиреволюционная деятельность» (反革命活动) или просто «заблуждение» (迷信). То было связано тем, что всё преподавание этих методик заключалось в небольших закрытых школах, неподконтрольных государству. Поэтому во всех печатных изданиях, по радио и телевидению начала проводиться мысль, что нэйгун – это нечто мистическое и отсталое, а цигун – это обновленные и научно-проверенные методики. Именно их можно и нужно преподавать в парках, лечебницах, поликлиниках» (А.А. Маслов «Цигун vs Нэйгун»).