Можете ли рассказать подробнее о концепции изучения тайцзицюань в рамках деятельности вашего Общества!

Когда мы говорим о тайцзицюань (太极拳), или о любом другом стиле из длинного списка традиционного китайского ушу (武术) (багуачжан (八卦掌), синъицюань (形意拳), шаолиньцюань (少林拳) и пр.), то должны всеми силами стремиться к пониманию классических методик тренировки (гун фа 功法) и преподавания. Ни в коем случае нельзя выдумывать и пытаться в те аспекты практики, которые недостаточно хорошо понимаются, вносить свои домыслы и, тем более, пытаться создать свой собственный стиль в рамках классического или под его названием.

Даосские практики в горах

Для того, чтобы разработать и передать последователям эффективные методы тренировки и регуляции, великие мастера поколение за поколением, на протяжении нескольких веков, накапливали бесценный опыт, изучая и передавая то, что сами получили от своих учителей и наставников. Попытка же внести в тот или иной стиль какие бы то ни было изменения или корректировки сродни попытке внести изменения в классическое музыкальное произведение или исправить работу великого художника. Ясно, что это ни к чему хорошему это не приведёт.

Я сам, будучи молодым и не лишённым фантазии, пытался каким-то образом переосмыслить тайцзицюань на свой лад, внести в него какие-то изменения, но, всякий раз, как я это делал, то обнаруживал, что придуманная мной техника, либо уже есть в основном корпусе тайцзицюань либо, если таковой нет, то та техника, что придумана мной несовершенна – чревата различными травмами и имеет массу изъянов в своей не проработанности.

Исходя из этого, приступая к практике любого из числа классических стилей, нужно чётко уяснить, что ты прикасаешься к наследию старых мастеров, передававших методы тренировки и теорию из поколения в поколение, если даже и внося изменения, то крайне осторожно, дабы не изменить сам стиль. Поскольку все элементы каждого классического стиля, включая и различные стили тайцзицюань, продуманы предыдущими поколениями до мельчайших подробностей, необходимо тщательно подходить к изучению того, что в нём уже есть, а не компенсировать отсутствие понимания своими собственными привнесениями.

Когда мы говорим о каких-либо изменениях, которым мог подвергнуться стиль в старое время, то утверждаем лишь то, что мастера древности вносили таковые изменения лишь для того, чтобы усовершенствовать базовые тренировочные методы – гун фа (功法), тогда как основной корпус, как нерушимый фундамент основательно построенного дома, не подвергался даже малейшему изменению со времён таких легендарных мастеров, как Чэнь Тунань (Чэнь Туань) (陈图南. 陈抟), Чэнь Линси (程霖洗), Ли Даоцзы (Фуцзы Ли) (李道子. 夫子李), Сюй Сюаньпин (浒宣平), Хань Гунъюэ (韩拱月), Цзя Дэшэн (贾得升), Юй Ляньчжоу (俞连周), Чжан Саньфэн (张三丰), Сун Юаньцяо (宋远桥), Сун Шумин (宋书铭) и др. Многие из них были даосскими монахами, проживали в горных обителях и, тяготясь мирской жизнью, будучи отшельниками, посвятили свою жизнь изучению искусству о «вскармливании жизни» — яншэнсюэ (養生學).

Первым среди мастеров древности, кто вывел мастерство тайцзицюань в мир, был легендарный даос Чжан Саньфэн (张三丰), а от него, через таких наставников, как Сун Юаньцяо (宋远桥), Чжан Сунси (张松溪), Ван Чжэннань (王征南), Ван Цзунъюэ (王宗岳) и пр., искусство передалось дальше и стало известно, благодаря мастерам уже конца XIX – начала XX вв. из семьи Ян Лучаня (杨露禅, 福魁): Ян Цзяньхоу (杨健侯), Ян Баньхоу (杨班侯), Ян Шаохоу (杨少侯), Ян Чэнфу (杨澄甫) и др. Уже через их учеников мастерство тайцзицюань распространилось, сначала в Китае, а потом и по всему миру, неся в себе полезные терапевтические свойства, сродни гомеопатии или традиционной китайской медицине (чжун и 中医), а также эффективность для самозащиты, проработанной в таких деталях и тонкостях, которые поистине не имеют аналогов. Известными мастерами и наставниками тайцзицюань, как в Китае, так и за его пределами стали ученики семьи Ян (杨): Чэнь Вэймин (陈微明), Дун Иньцзе (董英杰), Фу Чжунвэнь (傅钟文), Цуй Иши (崔毅士), У Тунань (吴图南), Цюань Ю (全佑) и др. Они своё искусство передали своим детям и ученикам, благодаря чему тайцзицюань распространился по миру.

Чжан Саньфэн

Говоря же о самом Чжан Саньфэне, следует упомянуть, что его имя от рождения Чжан Цзюньбао (張君寶), а, получив посвящение от даосов, он принял своё имя – Чжан Саньфэн. Он был родом с горы Лунхушань (龙虎山), близ города Интань (鹰潭) провинции Цзянси (江西), жил в Ляодуне (遼東) и называл себя потомком Небесных Наставников (天师道). Согласно легендам, называли его Чжан Лата (Чжан Неопрятный), из-за небрежности в одежде. Согласно ряду описаний, был он высокого роста, сильным и выносливым, весёлого нрава, любил шутки. В совершенстве владел своим телом, по легендам – однажды умер и воскрес. Обосновался на горе Уданшань (武当山) и совершенствовался во многих храмах. Сообразно данным различных хроник, он занимал должность высокого чиновника и имел высшую учёную степень цзиньши (科举). После изучения текстов по даосской алхимии и в первую очередь Баопуцзы (抱朴子), он оставил службу и с двумя молодыми спутниками отправился в путешествие по всему Китаю. Во время путешествия по стране Чжан со своими спутниками испытывали неимоверные трудности, от которых его спутники скончались. В период, когда все средства у Чжан Саньфэна закончились, в горах Хуашань (华山), что в провинции Шэньси (陕西), он встретился с даосом Цзя Дэшэном (贾得升) по прозвищу Хо Лун (火龙), который вылечил его, а после научил многочисленным даосским методам, в том числе с целью укрепления здоровья и самосовершенствования.

В горах Хуашань

Цзя Дэшэн был учеником другого знаменитого даоса Чэнь Туаня (陈图南), от которого он получил мастерство тайцзицюань и передал его Чжан Саньфэну. В шестьдесят семь лет Чжан Саньфэн покинул своего учителя, а в семьдесят поселился в горах Уданшань (武当山), где прославился мастерством тайцзицюань, которое тогда носило несколько иное название, а также знанием «внутренних» и «внешних» методов даосской алхимии (нэйдань 内丹, вайдань 外丹), которые получил от своих учителей. После себя оставил несколько сочинений по тайцзицюань и даосской алхимии. Император посылал своих подданных разыскать даоса Чжан Саньфэна в горы, но те не смогли его найти.

Если такие люди, как Чжан Саньфэн, оставляя свою успешную карьеру, всю жизнь посвящали тренировке мастерства и не вносили кардинальных изменений в практику, то что уж говорить о нас. Мы должны поступать точно также. И пусть мы не оставляем мирской жизни, тем более, вносить какие бы то ни было изменения в шедевр боевого искусства на стыке даосской алхимии и мастерства единоборства, каковым является тайцзицюань, мы не имеем никакого права. Кроме того, следует отметить, что внесение подобных изменений может быть опасно для здоровья.

Тщательно и аккуратно тренируясь, перенимая своё мастерство у учителей, великие люди – основатели мастерства тайцзицюань, жившие ещё в 900-е годы, сами в течение всей своей долгой жизни накапливали драгоценный опыт, чтобы передать его последующим поколениям, как дар. В связи с этим можно сказать, что искусство тайцзицюань сравнимо с уникальными шедеврами музыки, литературы, поэзии или живописи, которые не нуждаются в произвольных суждениях малограмотных людей или в правках тех, кто считает, что они не доработаны. Любая правка шедевра из фондов мировой культуры обществом расценивается, как акт вандализма. Почему же тогда в отношении тайцзицюань должно быть иначе?

С учителем Сунь Сюем

Наша задача, как учеников и адептов тайцзицюань заключается в том, чтобы перенять стиль как он есть, без фантазий, относясь к нему, как шедевру в корпусе классических боевых искусств. Именно таким образом, без изменений и выдумок, передаёт нам мастерство наш учитель Сунь Сюй (孙绪), который сам является учеником таких известных мастеров, как У Цзычжэн (吴子珍), У Гунцзао (吴公澡), У Гунъи (吴公依), У Тунань (吴图南), У Инхуа (吴英华). Учитель всегда делает акцент на этих вопросах, во всём следуя классическому стилю преподавания и собственных тренировок. Нам точно таким же образом нужно следовать этому примеру, не отходя от классического стиля, а строго и тщательно изучать тайцзицюань, не отходя от канона.