Каким образом выстраивается практика цигун, согласно вашей школе и из чего состоит эта практика?

Изучение цигун (气功) происходит в несколько этапов, которые связаны с естественными биологическими ритмами организма. Лучше всего и рекомендовано начинать практику весной, также активно рекомендуется заниматься летом. Занятия в зимний период времени направлены на сохранение тех результатов, что были получены, весной и летом. Существует строгая, веками отработанная последовательность тренировок и обучения, которую нельзя приспособить под личное свободное время и осуществлять, когда и как вздумается, поскольку эта последовательность построена на естественных биологических циклах.

Мы не можем приказать солнцу вставать тогда, когда нам удобно, также, как мы не способны управлять сезонами. Смена времён года, изменения температуры воздуха и давления, а также влажности и тому подобных вещей, происходят независимо от наших пожеланий. Есть такой закон, согласно которому, трава растёт летом, а снег выпадает зимой, и никто из людей, даже если он видный общественный деятель или даже император, не в силах приказать природе изменить естественные циклы.

Ли Цинъюнь (1677-1933)

Все люди (как и любой биологический организм) имеют четыре фазы жизни: рождение, рост и развитие, постепенное старение и смерть. Все эти фазы можно растянуть, сделав тем самым свою жизнь более продолжительной, но, ни одного бессмертного (сяньжэнь 仙人) я в своей жизни не встречал (хотя о таковых рассказывают легенды разных народов). Даже великие мужи и мастера цигун, практиковавшие внутреннюю алхимию (нэйдань 内丹) и иные «высокие» практики, достигали весьма почтенного возраста, проживая более ста, а в некоторых случаях и более двухсот лет, но и те умирали. Таким образом, если в природе задумано, что человек не вечен, трава зелёная, небо голубое, а зимой выпадает снег, значит это естество этого мира, то есть, как говорят даосы «само собой разумеющееся» (цзыжань 自然).

Это «само собой разумеющееся» и есть природный цикл, в котором нет понятий хорошо или плохо, но есть особая норма, «выплавленная» (лянь 炼) природой за миллионы лет. Человек может выдумывать всё что угодно; придумывать свои собственные философии, продвигать свои идеи, изменять социальный строй или создавать религии, но то, что установлено в природе как «само собой разумеющееся», он изменить не в силах. Тот, кто встраивается в процесс естественных природных изменений, тот может жить дольше, быть активным даже в самой глубокой старости, сохранять силу и способность действовать даже в сто и более лет. Тот, кто нарушает естественные механизмы, заложенные природой в любой живой организм, тот погибает, либо живёт в состоянии немощности, своим неправильным поведением и гордыней, нарушая закономерности природы.

В природе всё имеет естественный цикл, а этот цикл состоит из четырёх основных состояний, например, утром – солнце встаёт из-за горизонта, днем – оно находится в зените, вечером – клониться за горизонт, а ночью – отсутствует. Помимо того, в понятия естественного цикла укладываются такие вещи, как смена времён года (весна, лето, осень, зима), указанный выше суточный цикл, жизнь любого биологического организма (рождение, рост, увядание и смерть) и т.п. Мы можем соглашаться с этим или нет, но факт остаётся фактом – эти естественные циклы присутствуют в каждой частице бытия. Например, нас может раздражать или доставлять неудовольствие плохая погода, но мы ничего не можем сделать, как только подождать, пока наступит хорошая.

Люй Цзыцзянь (г.р. 1893)

Упражнения цигун построены по принципам строгого соблюдения всех этих естественных ритмов и циклов. Крути не крути, а организм человека живёт согласно им, мы вынуждены с этим считаться и приспосабливаться в своей практике под эти закономерности. Конечно же, человек может делать, как он считает нужным, не обращая внимания на логику природы, но самое малое, что он может получить от таковой практики, так это отсутствие результата. Самое большое, ту или иную «внутреннюю» (психическую) или «внешнюю» (органическую) травму. Именно поэтому старые учителя очень строго подходят к выбору времени и места практики, научая тому же своих учеников.

Наши предки оставили знания о естественных природных ритмах и циклах, закодировав их в виде большого количества солярных символов, в традиционном же Китае, эти знания сохранились в виде хорошо продуманной и описанной системы «Канона Перемен». И в том, и в другом случае речь идёт об одном и том же, наслаивается друг на друга и объясняет друг друга, в первом случае, как абстрактно-образная конструкция, понятная лишь посвящённым, во втором, как математическая последовательность, которая стала основой для многих наук, существующих в современности

У Тунань (1884-1989)

В традиции методик, известных в Китае как цигун, предполагается, что циклам и ритмам подвержено совершенно всё, от самого малого до самого большого, что в герметизме, например, значится понятием «то, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи…». Таким образом, мы можем понять, что теория цигун, возведённая в ранг науки, предполагается герметическим учением древнего Китая. В Китае считают, что субстанция, в которой происходят эти естественные изменения, является ци (气), соответствующая греческому понятию пневма (древнегреческое понятие первоначально означающее дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, а позднее дух, от дую, дышу), то есть, как «недифференцированное всё».

Изменения, происходящие в этой субстанции порождают движение – син (行), то, что соответствует понятию греческому же понятию энергия (как, действие, деятельность, сила или мощь). Именно энергия в своём в различной степени уплотнённом состоянии, являет себя множеством вещей присутствующих в мире, то есть воплощена. Различные состояния пневмы, созданные непрерывным последовательным и вполне логичным механизмом энергии, как движения, существуют единовременно, являя себя в различных качествах. Так, согласно понятиям цигун и появляются различные качества единой субстанции, в человеке это – «воспроизводящая сила» (цзин 精), «жизненная энергия» (ци 气) и «духовная сущность» (шэнь 神). Именно с этими субстанциями, за период становления цигун из древней алхимической науки, начали работать древние мастера, а, поскольку все эти субстанции определяются законами природным ритмов и циклов, то они вынуждены были свои жизни подчинить тем же законам, которым подчинены все природные явления. Таким образом, за многие годы они разработали не просто систему гимнастических упражнений и боевых приёмов, а метод, регулирующий отношения человеческого организма с окружающей средой.

Мы не вправе изменять тот порядок, который был оставлен нам первыми мастерами, потому стараемся следовать этому порядку и при обучении цигун и в дальнейшей своей практике. Обучение начинается с изучения динамических форм, которые выполняются в определённое время суток и в зависимости от сезона несколько по-разному. Этот метод, с лёгкой руки мастера Чжоу И, что многие годы учился у великого мастера тайцзицюань У Тунаня, назван тайцзигун.

Тренировка тайцзицюань под руководством Е.С. Язова

Изучение тайцзигун начинается с самых азов, то есть человек пришёл, изучил и начал ежедневно выполнять определённую последовательность приёмов, согласно строгим предписаниям, что и воспринимается, как начальный уровень практики. «Входные врата», то есть начальное понимание практики, распространяется на период от 3 месяцев до полугода, что зависит от индивидуальных способностей ученика. В течение 3-4-х месяцев в случае каждодневной практики формируется условие для изучения более сложных элементов. Укрепляется функция легких с целью повышения иммунитета, общей сопротивляемости организма различным инфекциям и болезням, а также физическим и психологическим перегрузкам.

В случае начала практики осенью могут возникнуть перегрузка дыхательной системы, можно появляется учащенное дыхание, повышенное потоотделение, нарушение ритма дыхания, головокружение, скачки давления, не перерастающие в патологии. В случае начала практики весной могут возникнуть сложности функционирования эндокринной системы. В этот период рекомендуется отдых, продолжительный сон, ограничение жаренной, жирной и острой пищи, а также исключение алкоголя и ограничение молочных продуктов. В случае начала практики летом и зимой возникновение различных обострений не наблюдается. Летом тренироваться нужно больше, спать меньше.

Период от начала занятий до 12 месяцев, то есть 3 месяца плюс две 100-дневки (9 месяцев). В начале этого периода в случае ежедневных практик, через неделю — две могут возникнуть депрессивные состояния, в связи с тем, что возникают перегрузки, то, что организмом воспринимается, как нечто неестественное. Возникает желание бросить практику, лень, поиск оправданий не заниматься. Если человек занимается не регулярно и не стабильно, то результаты, получаемые от практики – стихийны и непредсказуемы, рекомендации в таких случаях — затруднительны и гарантий нет. В период с 23.00 до 13:00 (12:00) благоприятное время для практики, поскольку этот суточный цикл считается «циклом жизни». Оптимально практиковать утром до 12:00. К 12 месяцам добавляется девять 100-дневок (это 3 года).

В течение трех лет человек накапливает базу, развивается оздоровительный результат. Для способности воздействовать на других людей (цигун-терапия) к этому добавляется чжуангун (桩功).

Далее, следует понимать, что тайцзигун состоит из цельного комплекса, состоящего из 18 форм. Чжуангун состоит из 3-х этапов, в которые входит: вводные приёмы, основная часть, методы преобразования и заключительные упражнения…

Цзэн Юфу (79 лет)