Шифу Е.С. Язов — 师傅杨奏捷

Учитель Язов Евгений Сергеевич
Учитель Язов Евгений Сергеевич

Начал практику ушу (武术) с 1983 года в одной из групп города Екатеринбурга, в период запрета на преподавание боевых искусств в СССР. Первый наставник ушу стал примером морально-этических отношений и необходимости следованию нравственным принципам (удэ 武德), и выделению их, как важнейших при практике боевых искусств. Также он научил первым приёмам ушу, помогая своим ученикам освоить такие формы, как танланцюань (螳螂拳), наньцюань (南拳) и некоторые другие, с основным акцентом на способы ведения свободного поединка (саньда 散打). Кроме того, особое отношение он придавал личностному духовному и моральному росту в своей группе, акцентируя каждого ученика именно на этих аспектах.

До конца восьмидесятых годов практиковал прикладные школы, участвовал в соревнованиях по саньда различного уровня, а также осваивал тренировочные методы (гун фа 功法) по различным направлениям ушу, на уровне отдельных комплексов и прикладных элементов. Позднее, в процессе общения с более опытными практикующими, начал знакомство со стилем багуачжан (八卦掌); овладевал способами тренировки по этому стилю, одиночными комплексами, внутренними техниками и ключевыми прикладными элементами на протяжении трёх лет. Кроме того, в этот же период приступил к интенсивной практике цигун (气功), в основном в рамках статических форм (цзин гун静功), и в меньшей степени динамических (дун гун动功) приёмов; получал рекомендации по багуачжан и по внутренней работе (нэй гун 内功) в этом стиле ушу, а также в этот же период познакомился со своим первым наставником в стиле тайцзицюань (太极拳). Наставник, по своему основному образованию врач, ещё в 60-70-е годы изучал различные методы цигун, а также в 80-х годах сдавал экзамен по тайцзицюань мастеру Чжоу И (周毅), в своей практике акцентируясь на медицинских аспектах практики.

В 1993 году получил первый опыт медитации по цзиньцзо фа (静坐法) – «метод тихого сидения» и сяочжоутянь (小周天) – метод «малого небесного круга». В этой связи, от целого ряда наставников получил рекомендации по изучению некоторых аспектов китайской медицины и традиционных форм цигун, а также общее понимание даосской традиции цигун. Наряду с этими методами практиковал одну из форм бадуаньцзин (八段锦), а с людьми, серьёзно изучающими буддизм, практиковал методы чаньцзо (禅坐) и некоторые способы школы чистой земли (цзин ту цзун 净土宗).

С 1995 преподавал в направлениях тайцзицюань и цигун. Параллельно посещал семинары различных мастеров цигун и тайцзицюань, а также изучал различные методы в ключе «учения о вскармливании жизни» (ян шэн сюэ 养生学). С 1997 году при участии учеников и энтузиастов традиционного ушу создаёт первый специализированный тренировочный Центр по ушу, на базе которого представляет некоторые направления, изученные за период с 1983 по 1997 гг. Силами созданного Центра, организуется и проводится ряд лекций по основам китайских боевых искусств, обнародуются некоторые классические тексты по китайским направлениям ушу и цигун. В этот же период Центр становится официальным представительством Международной Федерации Шаолиньских боевых искусств по Свердловской области (организацией, занимающейся развитием шаолиньских традиционных методов: боевых искусств (ушу 武术), медицины (чжун и 中医) и культуры (вэнь хуа 文化)). В связи с этим, представители Центра получают наставления от таких корифеев отечественного востоковедения и мастеров ушу, как А.А.Маслов, А.О.Милянюк и др.

С 2000 года представители Центра знакомятся с различными тренировочными методами тайцзицюань линии мастера Фэн Чжицяна (冯志强), в частности тайцзибан цигун (太极棒气功) – жезл (палка) тайцзи, хуньюань цигун (混元太极气功) и полную последовательность формы тайцзицюань Ян Чжаоцина (Чэнфу) (杨澄甫), а также углублённые аспекты парной практики тайцзитуйшоу (太极推手) – «толкающие руки тайцзи». Кроме того, происходит постоянное взаимодействие с ведущими инструкторами и организациями Свердловской области, развиваются отношения с Федерацией Шаолиньских боевых искусств.

В 2002 году выпускается первая книга по методу тайцзицюань стиля Ян (杨氏太极拳). Публикуется ряд статей: «Общие понятия о традиции ушу», «Мир ушу» (в соавторстве с Игнатовым П.С.), «О влиянии аграрной культуры на развитие китайских стилей ушу», «Символизм практики одиночных комплексов. Традиции последовательностей типовых форм и их связи с классическим китайским шаманизмом» и некоторые другие. В 2006 году в издательстве Уральского университета выпускается книга по стилю тайцзицюань Ян Чэнфу – «Практика Дао: тайцзицюань и медитация».

С 2003 года сотрудничает с буддийскими монахами о. Шри-Ланка. На основе данного сотрудничества, организуется и проводится ряд семинаров по методу буддийской медитации саматха-випассана (чжигуань止观). В связи с этим в Центре начинается практика метода саматха-випассаны, а также представление «Центра випассаны медитации Ваджирагньяна», один из центров медитации о. Шри-Ланка. Позже, посвятил время на ознакомление с трактатом «Чжигуань для начинающих» («Дунмэнь чжигуань» «洞门止观»), то есть, являющийся одним из основополагающих трактатов китайской буддийской школы Тяньтай (天台宗), в связи с чем произошёл переход на более углублённую практику.

С 1997 по 2008 год Центром проведено порядка семи фестивалей боевых искусств и восточных практик, получивших название «Танцующий дракон», что стало возможным при сотрудничестве с Международной федерации шаолиньских боевых искусств. Один из них прошёл на крупнейшей площадке города Екатеринбурга и области, с участием 30-ти федераций боевых искусств России – приглашённых гостей Москвы, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и ряда других городов, известных отечественных востоковедов и родоначальников традиционного ушу в России. Группы учеников, прошедшие соответствующее обучение, участвовали в целом ряде фестивалей боевых искусств в России, в городах, Москва, Сыктывкар, Тольятти, Димитровград, где получили самые высокие оценки. Было организовано и проведено порядка 10-ти выездных летних лагерей, а также целый ряд семинаров по различным направлениям: тайцзицюань, синъицюань, шаолиньцюань, цигун и др.

С 2007 года Е.Язов является официальным учеником пекинского мастера Сунь Сюя (孙绪), — традиционного учителя тайцзицюань (太极拳) и синъицюань (形意拳). Мастер Сунь Сюй представляет 4 поколение мастеров синъицюань по линиям Лю Циланя (刘奇兰) и Сун Шижуна (宋世荣). Помимо того он является мастером «внутренних врат» по стилю У тайцзицюань (吴氏太极拳); долгое время учился у таких прославленных мастеров как У Инхуа (吴英华), У Тунань (吴图南), получив официальное посвящение от мастера У Цзычжэня (吴子珍).

Изучая в течение нескольких лет традиционное ушу у мастера Сунь Сюя, принят как ученик истинной традиции или «внутренних ворот», под именем Ян Цоуцзе (杨奏捷). Таким образом с 2008 года представитель школы Лю Циланя – Сун Шижуна в пятом поколении, а также тайцзицюань стиля У по официальной линии мастера У Цзычжэня. Официально внесён в списки учеников мастера Сунь Сюя с правом преподавания синъицюань и тайцзицюань по данной школе.

В 2010 году по приглашению учитель Сунь посетил Екатеринбург, провёл ряд занятий с личными учениками и группами, что открыло, посредством деятельности Центра, путь китайской традиции ушу на Урал. С этого момента началась активная работа по организации и развитию школы традиционного ушу, в основном в стиле тайцзицюань, по принципам традиционных школ Китая. Организуются стажировки в Китае и укрепляются дружественные отношения между организациями в Китае и России.

В 2012 году сопровождение мастера Сунь Сюя в Москве и Санкт-Петербурге, получение дальнейших наставлений в практике тайцзицюань стиля У и методикам цигун. С 2007 по 2012 год было осуществлено семь поездок в Китай, путешествуя по монастырям и историческим местам тайцзицюань и синъицюань, получая наставления от китайских традиционных мастеров на разном уровне.

С 2012 года, по рекомендации мастера Сунь Сюя, формирует условия для образования полноценной школы в контексте «прямой передачи» традиции.

С 2017 года, совместно с энтузиастами китайских боевых искусств, создает Общество мягких боевых искусств.